Эффективность мер господдержки людей с инвалидностью будет активно обсуждаться на открывающемся 17 ноября «Форуме действий» ОНФ. Одно из направлений этой работы – создание инклюзивной среды в российских вузах, позволяющей студентам-инвалидам получать качественное профессиональное образование для дальнейшего успешного трудоустройства. Исследование, проведенное в преддверии Форума Центром независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза», показывает, что высшие учебные заведения в массе своей не готовы обеспечить условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
В рамках мониторинга эксперты Центра выясняли, в каком объеме информация об условиях поступления и обучения доступна для абитуриентов с инвалидностью. С этой целью в октябре 2014 г. они изучили сайты 50 лучших отечественных вузов, входящих в Национальный рейтинг университетов России, а также опросили по телефону приемные комиссии образовательных заведений, входящих в первую «двадцатку» рейтинга.
Анализ интернет-сайтов показал, что в полном объеме информация для граждан с инвалидностью была представлена на сайте только одного вуза – Московского национального исследовательского технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана). Правда, о возможности поступления людей с ограниченными возможностями информируют все высшие учебные заведения, но только 40 из них сообщают о порядке проведения вступительных экзаменов; лишь три учебных заведения рассказывают о специальных методиках обучения и только два – о формах обучения (среди них всё тот же МГТУ им. Баумана и Томский национально-исследовательский государственный университет). Экспертов беспокоит и тот факт, что версия для слабовидящих граждан есть на сайтах лишь двух вузов – Санкт-Петербургского государственного университета и МГТУ им. Баумана.
О том, что в апреле этого года Министерство образования и науки РФ издало рекомендации в связи с ратификацией Россией конвенции ООН о правах инвалидов внести в нормативную документацию вузов изменения, касающиеся инклюзивного образования, сообщается только на сайтах двух образовательных учреждений.
В ходе телефонных опросов члены всех приемных комиссий подтвердили возможность очного обучения у них студентов с ограниченными возможностями, однако особый порядок поступления действует в 18 из 20 изученных вузов, в семи приемных комиссиях смогли сообщить о различных формах обучения, в трех – о наличии специальных методик для инвалидов.
«Необходимо провести полное изменение образовательной среды, которая сегодня мало приспособлена к потребностям людей с ограниченными возможностями. Первые результаты нашего мониторинга показывают, что многие вузы пока не готовы принять инвалидов. Либо они ничего не делают в данном направлении, либо информация об этом слишком закрыта и найти ее в свободном доступе невозможно. А сотрудники вузов, которые общаются с абитуриентами и их родителями, плохо осведомлены о возможностях учебного заведения. Впереди у наших экспертов – рейды по вузам Москвы и регионов, где мы сможем воочию увидеть реальное положение дел. Мы планируем повторить мониторинг весной будущего года – накануне новой приемной кампании в вузы, сравнить его результаты с нынешними, и тогда уже руководители учебных заведений не смогут сослаться на то, к примеру, что им не хватило времени, чтобы воплотить в жизнь рекомендации Минобрнауки», – прокомментировал руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ Александр Лысенко считает, что в вопросах повышения доступности образования для инвалидов нужно идти еще дальше: «Тема профессионального образования инвалидов для нас крайне важна, если мы говорим о необходимости трудоустраивать инвалидов на открытом рынке труда. А там существует только один основной критерий – конкурентоспособность специалиста, для которой нужно иметь хорошее профессиональное образование. Но надо понимать, что доступность высшего образования не сводится только к физической доступности вуза для студента-инвалида, это не только лифты, пандусы, дверные проемы и т.д., это еще и преподаватели, готовые к работе с инвалидами разных категорий, это адаптированные учебные программы, специальные учебные пособия, особые условия обучения, и на сайте любого вуза все они обязательно должны быть описаны».
В нынешней ситуации, уверен Лысенко, вузам нужна поддержка государства. Необходимо широко обсудить госпрограмму «Доступная среда», которую правительство недавно продлило до 2020 г., с профессиональным и экспертным сообществом и максимально «заточить» под реальные нужды людей с ограниченными способностями и связанные с этим поручения президента. Например, можно было заложить средства на соответствующую адаптацию организаций профессионального образования. Кроме того, нужен федеральный ресурсный центр высшего профессионального инклюзивного образования для людей с инвалидностью, который занимался бы мониторингом ситуации в этой сфере, а также методическим и организационным обеспечением такой работы. Безусловно, вузы также должны совершенствовать свою деятельность в этой сфере, в каждом вузе должен быть сотрудник, отвечающий за вопросы, связанные с обучением инвалидов. Эти простые шаги позволят сделать огромный рывок в сфере их профессиональной подготовки и исполнить поручения президента в этой сфере», – считает эксперт ОНФ.