Во время пандемии коронавируса пожилые люди оказались в группе риска. Им настоятельно рекомендуют не выходить из дома. Но не всем дети и близкие могут регулярно привозить продукты и лекарства.
К тем, кому положиться не на кого, на помощь приходят волонтеры.
Кто помогает бабушкам и дедушкам и с какими просьбами обращаются на горячую линию, узнала корреспондент «АиФ-Тюмень».
«Приходят целыми семьями»
Первокурсница Тюменского государственного медицинского университета Луиза Роор работает в штабе волонтеров со дня его основания, вот уже третью неделю она по двенадцать часов в день помогает пожилым людям. Правда, на горячую линию звонят не только бабушки и дедушки, но и многодетные мамы, одинокие люди, словом, все, кто по каким-то причинам не могут самостоятельно сходить в аптеку или за продуктами.
«Мы стараемся никому не отказывать, если есть возможность, помогаем всем. Но в приоритете все же пожилые люди и инвалиды», - рассказывает Луиза.
Девушка успела поработать и в кол-центре, и выезжала по вызовам. В день поступает около 60 заявок. В основном просят купить лекарства и продукты. Чтобы минимизировать риски случайного заражения обратившихся, контакты с ними стараются максимально сократить. Поэтому волонтеры покупают заказы на свои деньги или средства штаба, а потом предъявляют чек. Во избежание недоразумений итоговая сумма покупки согласовывается из магазина по телефону, по словам волонтера, уже были случаи, когда, увидев чек, заказчики отказывались от товаров.
«Сложнее с лекарствами, - признается Луиза. - Некоторые препараты отпускаются только по рецепту, поэтому сначала приходится идти на адрес, только потом отправляться в аптеку и обратно».
Бабушки и дедушки часто стараются отблагодарить помощников чем-то вкусненьким - конфетой, шоколадкой. По инструкции не положено брать презенты, но обижать стариков волонтеры не решаются.
«Приходится брать конфету, но чтобы она не выглядела платой, мы угощаем бездомных животных, получается продолжение доброго дела», - говорит Луиза.
За все время работы штаба на горячую линию поступило уже более 500 звонков. Растет и количество добровольцев, это уже не только студенты, но и сотрудники разных компаний, желающие помочь, приходят целыми семьями. Кто-то готов принимать звонки, кто-то побыть «ногами», кто-то предлагает безвозмездно повозить по адресам. Независимо от работы, все будущие волонтеры сначала проходят обучение: им рассказывают, как общаться с пожилыми людьми, как закрывать заявки, как обезопасить себя и обратившихся за помощью от вируса.
За один выезд добровольцы стремятся охватить в одном районе несколько домов, выезжают по два человека, обычно по парам - мальчик и девочка. Во-первых, так безопаснее, во-вторых, мужская сила нужна, чтобы донести тяжелые пакеты. Все поступившие за день заявки волонтеры стараются закрыть. Все это без отрыва от лекций.
«Во время каникул было проще - времени много, сейчас совмещаю учебу и добровольчество. Так как обучение у нас пока дистанционное, прямо во время приема звонков в кол-центре слушаю лекции. Все преподаватели в курсе моего волонтерства, они готовы пойти навстречу, если не всегда получается вовремя выполнять задания».
В помощь врачам
Будущий психиатр Александр Лукошенок добровольно помогает участковым терапевтам городской поликлиники №2. У них сейчас настоящий аврал - количество обращений растет, а еще нужно держать на контроле тех, кто вернулся из-за границы или из более неблагополучных по эпидобстановке регионов. Помощь студента шестого курса лечебного факультета Тюменского медуниверситета в эти непростые времена пришлась очень кстати, тем более Александр вместо положенной студенческой смены в четыре часа отрабатывает десять часов, с девяти утра до семи вечера.
«Сначала работал с теми, кто вернулся из-за границы. Обзванивал, выяснял их состояние: есть ли кашель, насморк, затрудненное дыхание, нарушения пищеварения, - рассказывает молодой человек. - Даже если человек чувствовал себя хорошо, звонить нужно было каждый день, потому что инкубационный период варьируется, в среднем составляет от 10 до 14 дней».
Даже если человек чувствовал себя хорошо, звонить нужно было каждый день.
Помогает будущий доктор терапевтам и с основной работой - ходит на повторные приемы к пациентам. Осматривает их, решает вопросы с больничным листом, дает рекомендации. Работы у врачей сейчас очень много. После смены в поликлинике они до позднего вечера ездят по адресам, поэтому помощь будущих коллег очень кстати.
Видит Александр в таком опыте и пользу для себя, как для будущего психиатра.
«Я хочу знать свою специальность со всех сторон. Казалось бы, тут нет никакой связи с психиатрией, но если копнуть глубже, она становится очевидной. Недавно я работал в приемном отделении больницы. Пациенты попадались разные - и невнимательные, и требовательные. Каждую смену писали жалобы на младший и средний персонал, на врачей, бывало, устраивали скандалы. Это опыт работы с конфликтными пациентами. В поликлиниках тоже - работа с людьми, навыки общения», - делится он.
Как отличить волонтера от мошенника?
Манишка Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», которая надевается поверх одежды и не имеет рукавов.
Она представлена в двух цветах - белая и красная, с брендированной надписью.
Жилетка или кофта со снегирем, сидящем на ветке - это форма Всероссийской общественной организации «Молодежка ОНФ».
Красные ветровки с брендированием «Волонтеры-медики» или «Добровольческое движение Тюменской области».
Что должен иметь при себе волонтер?
Обязательно должен быть желто-оранжевый бейдж, на котором указан федеральный номер 8-499-397-79-16. Набрав его, можно уточнить Ф.И.О. волонтера и убедиться, что он есть в федеральной базе волонтеров РФ.
Доброволец точно знает номер заявки и список необходимых продуктов или медикаментов. Заявитель вправе уточнить номер заявки, прежде чем открыть дверь.
Волонтерам запрещено входить в дом к заявителю, за исключением случаев, если обратившийся плохо передвигается или есть иные отягчающие обстоятельства.
Источник: tmn.aif.ru