Подведены первые итоги реализации нового закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
С 1 января этого года в России вступил в силу новый Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», основная цель которого – развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение уровня и качества предоставления социальных услуг.
Новый нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему социального обслуживания населения. В том, что они носят конструктивный характер, можно убедиться уже сейчас, по прошествии пяти месяцев. Как отмечают специалисты учреждений социальной сферы, представители общественных организаций и депутаты, количество потребителей социальных услуг в регионе выросло, в то время как тарифы на их предоставление не были увеличены. Помимо этого, внедрение индивидуальной программы оказания социальных услуг позволило обеспечить адресность и большую эффективность работы учреждений социального обслуживания.
Обсуждению первых итогов реализации закона посвятили очередную встречу представителей департамента социального развития Тюменской области с заинтересованными лицами: депутатами Тюменской областной Думы Тамарой Белоконь и Тамарой Казанцевой, представителями общественных организаций «Академия семейного благополучия», «Наше счастье 7-Я» и другими. Встреча прошла на базе центра социальной помощи семье и детям «Мария», директор которого Елена Перминова провела для гостей экскурсию по центру.
Открывая заседание, заместитель директора департамента социального развития Тюменской области Галина Коршакевич поблагодарила собравшихся за интерес и неравнодушие, проявленные к сфере оказания социальных услуг, напомнила о том, с каким предубеждением и опасением восприняла тюменская общественность появление нового закона. Представители общественных организаций, многодетные родители, граждане льготных категорий увидели в документе огромные риски. Люди волновались, что вновь принимаемый нормативный акт значительно ущемит и ограничит их права на льготы и пособия, а орган опеки, воспользовавшись данным законом правом, сможет беспрепятственно заходить в семьи. Тревога и опасения звучали в словах выступа-ющих на предыдущем заседании круглого стола в ноябре 2014 года, которое посвятили обсуждению принимаемого нормативного акта. Оно проходило накануне его принятия – в самый пик «взрыва» общественного мнения.
В ходе ноябрьского заседания принято решение вновь собраться по истечении времени тем же составом участников, проведя мониторинги и анализ деятельности учреждений социальной сферы, чтобы посмотреть, какие достигнуты результаты, что изменилось в лучшую или худшую стороны, оправдались ли опасения граждан. Делясь своим мнением о проделанной работе, депутат Тамара Казанцева отметила, что все проблемные вопросы, которые возникают в ходе реализации нового закона, решаются своевременно, при необходимости могут быть рассмотрены на заседании Думы. Еще один давний партнер учреждений социальной сферы – депутат Тамара Белоконь – отметила информационную открытость департамента социального развития и заблаговременность начала подготовки органов исполнительной власти и учреждений социальной сферы к внедрению новой схемы социального обслуживания населения.
Анализ деятельности учреждений социальной сферы за первый квартал 2015 года показал, что все опасения были напрасными. Среди первых положительных результатов – внедрение индивидуальной программы социального обслуживания, которая закрепляет адресный подход к каждому конкретному гражданину, который получил право самостоятельно выбирать организацию, чтобы обратиться за предоставлением соцуслуг.
В соответствии с вновь принятым документом департаментом социального развития Тюменской области сформирован реестр поставщиков услуг из 48 предприятий (46 государственных и два негосударственных (ООО «Дом солнца» и городская общественная организация инвалидов по онкологическому заболеванию «Забота»), который опубликован на официальном портале правительства области: www.admtyumen.ru, его может посмотреть любой желающий. Ожидаемого уменьшения числа обратившихся за предоставлением соцуслуг не произошло, а по сравнению с прошлым годом даже виден небольшой прирост в количестве семей, обратившихся за услугами: с 49 тысяч до более 50 тысяч семей.
Регионом введены две услуги для малообеспеченных многодетных семей: «кратковременный присмотр за детьми» и «психологическая помощь». В первом квартале 2015 года за получением услуг обратилась 51 многодетная семья: 39 семьям понадобились консультации психологов, 23 семьям – кратковременный присмотр за детьми.
Галина Коршакевич отмечает, что зачастую региональный перечень предоставляемых услуг значительно шире, чем предусмотрено в федеральном законе. Например, количество услуг, предоставляемых по стационарной форме обслуживания на федеральном уровне, – 31, на региональном – 81. По мере необходимости регионом вводятся новые виды услуг, например для пациентов психоневрологических диспансеров – коммуникативные услуги, цель которых – социализировать их, научить обслуживать себя на бытовом уровне, приспособить в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Изменился порядок предоставления услуг, теперь он носит заявительный характер. Прежде всего услуга никому не навязывается, то есть гражданин должен сам обратиться с заявлением, которое можно подать разными способами, в том числе лично, в электронном виде, через центры «Мои документы» (многофункциональные центры). С каждым гражданином заключается договор, в соответствии с которым ему оказываются услуги, при необходимости к сотрудничеству привлекаются другие структуры – здравоохранение, образование и прочие, в зависимости от пути решения проблемы, с которой человек обратился.
Галина Коршакевич заверила участников заседания, что в первом квартале 2015 года ни разу не применена статья 77 Семейного кодекса РФ, позволяющая забрать ребенка из семьи (при предварительно составленном акте), как впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом годах.
В завершение разговора Галина Коршакевич призвала представителей общественных организаций, всех заинтересованных граждан быть максимально открытыми, информировать население посредством сайтов и других информационных ресурсов о доступности и возможности получения социальной помощи, не проходить мимо людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сообщать о фактах насилия по отношению к женщинам и детям в органы социальной защиты. «Только объединив усилия, сможем решить задачи, направленные на повышение качества социальных услуг, в первую очередь для семей с детьми», – уверена Галина Михайловна.
Разговор о социальном обслуживании будет продолжен. Ждем ваших вопросов, идей, предложений по адресу: 625000, г. Тюмень, почтамт, АНО «Тюменская область сегодня».
Источник: Тюменская область сегодня