По данным Всемирной организации здравоохранения, порядка 20 процентов детей и подростков имеют различные нарушения психического здоровья.
Такая информация прозвучала на проходившей в Тюмени научной конференции «Междисциплинарные подходы к реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами».
- Психические расстройства у детей и подростков бывают вызваны влиянием разных факторов: генетика, экология, особенности развития, физическое здоровье, -объясняет профессор Татьяна Раева, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии ТюмГМУ. -Выделить один из этих факторов невозможно, они действуют комбинированно. Но каковы бы ни были причины заболевания, детям нужна помощь. Причем ключевую роль в коррекции нарушений играет семья. Врачи, чаще всего, только дают рекомендации, но не могут проконтролировать, как родители пациентов их исполняют. Для достижения реального, ощутимого успеха нужны каждодневные усилия. Только такой серьезный подход обеспечит прогресс.
По словам профессора Раевой, родителям бывает сложно заметить психические нарушения у малышей. Самым очевидным признаком является проблема речи. Например, ребенок в пять лет до сих пор не произнес ни звука, но родители все еще ждут, что он вот-вот заговорит. Бывает иначе: родители внимательны. Они заметили, что малыш не начинает говорить или, напротив, не реагирует на голос, когда к нему обращаются. Часто в этой ситуации мамы и папы обращаются к сурдологу, потому что подозревают тугоухость. В то время как отсутствие реакции на экспрессивную речь может быть признаком расстройства аутистического спектра.
- Поэтому в деле выявления психических проблем важную роль играет междисциплинарный подход, - уверена Раева. - Чтобы дети с проблемами попадали в поле зрения психиатров как можно раньше, необходимо внимательное отношение всех специалистов: врачей, наблюдающих ребенка с рождения, воспитателей детских садов. Тогда медицинская помощь будет более эффективна.
... Как следует из данных, озвученных на конференции, в нашем федеральном округе структура заболеваемости среди детей и подростков примерно одинакова для всех областей. На первом месте по распространенности стоят непсихотические психические расстройства, при которых способность личности четко мыслить, делать правильные суждения, реагировать эмоционально, эффективно общаться и понимать реальность изменяется не слишком сильно. Например, всевозможные неврозы, ипохондрия и депрессивные расстройства. В отличие от психотических расстройств, например, шизофрении, их не так сложно скорректировать при помощи лечения. У таких детей есть все шансы полностью социализироваться.
- Второй по распространенности, но куда более серьезной и сложнее поддающейся коррекции проблемой, является умственная отсталость разной степени выраженности, - считает Людмила Ильяшева, главный внештатный детско-подростковый психиатр Министерства здравоохранения Свердловской области. - Как правило, это либо так называемые «государственные дети», либо дети, чьи родители злоупотребляли алкоголем, что особенно часто встречается в сельской местности.
Впрочем, применительно к Тюменской области ее мнение показалось коллегам не совсем оправданным. Как заявил Евгений Родяшин, главный врач Тюменской областной психиатрической больницы, за последние годы количество впервые выявленных детей с таким видом психического расстройства снизилось в два раза.
- В данном вопросе нужно правильно расставлять акценты. Нельзя сразу вешать на ребенка ярлык «олигофрения», - уверен Родяшин. - Что греха таить, иногда врачи ставят этот диагноз, скажем так, сверх меры. При этом убрать его впоследствии будет непросто. И это касается всех детей, в том числе и проживающих в сельской местности, и оставшихся без родителей. Нам нужно объединять усилия с родителями, социальной сферой и сферой образования и заниматься с этими детьми, давая им возможность обучаться. Например, в Тюмени открылся центр развития речи, где ребенок может в один день получить консультацию сразу всех необходимых специалистов и пройти требуемые обследования, чтобы для него был разработан индивидуальный комплекс реабилитационных мер. Коррекция речевых проблем - первый шаг к обучению детей, у которых с этим проблемы.
Источник:«Тюменский курьер»